Виды судоходства: торгово-промышленное, трамповое и линейное
Владелец груза при транспортировке морским путем должен учесть нюансы коммерческого судоходства. Владельцы судов используют различные тарифы грузоперевозок в зависимости от объемов партий и пункта назначения. На современном этапе единицей транспортного потока является контейнер металлический 20 или 40 футового размера.
Классификация судоходства
Развитые индустриальные гиганты кроме собственных служб логистики имеют в собственности суда и целые флоты. Поэтому сырье, энергоносители, комплектующие и готовую продукцию ведущих мировых брендов развозят по миру свои корабли. Такая организация судоходства получила название торгово-промышленной, основными ее нюансами являются:
- ставки фрахта примерно равны рыночным
- судоходная компания контролируется представителями корпорации, которая ее выкупила или создала
- в первую очередь учитываются потребности производителя
- сроки поставок и объемы партий соблюдаются неукоснительно для организации техпроцесса
Схема линейного судоходства напоминает железнодорожные перевозки:
- владельцу и получателю груза заранее известен маршрут судна
- тарифы давно сформированы, практически не зависят от инфляции
- транспортируются подобным способом преимущественно грузы генеральные
Поскольку время прибытия в каждый порт известно, судовые партии формируются именно к этому моменту. Грузовладельцев на одном судне может оказаться несколько десятков, поэтому владельцу судна проще установить фиксированные тарифы, чем постоянно договариваться с каждым из них индивидуально. Используется контейнер 5 футов и вся линейка многооборотной тары, в том числе, специальные контейнеры.
В трамповом судоходстве владелец посудины постоянно выбирает оптимальную прибыль от каждого маршрута. Он выбирает одного грузовладельца с партией товара, примерно равной полной загрузке судна. Поэтому основными нюансами трампового судоходства являются:
- постоянно разные маршруты движения
- высокая тарифная ставка фрахта
- транспортировка крупных партий груза
- отсутствие промежуточных пунктов, если в них нет необходимости для команды
Контейнерные перевозки осуществляются всеми указанными способами, так как в такой многооборотной таре проще обеспечивать сохранность грузов в пути.
Особенности морских перевозок контейнерных
Поскольку вскрывать интермодальную тару до пункта назначения не нужно, оптимальным вариантом для контейнерных перевозок марким путем является срочная форма линейного судоходства:
- из расписания удаляют ненужные порты или снижают время нахождения в них до минимума
- клиенты оплачивают расходы и услуги
- удобнее для погрузки контейнер 20 футов
- частота отходов составляет 1– 3 ежемесячно, поэтому судовладелец гарантирует сохранность груза
Судну достаточно ежемесячно зайти в порт 2 – 3 раза, чтобы получить скидки от его владельца. Договор между сторонами закрепляется специальным унифицированным документом – коносаментом.
В трамповом судоходстве по умолчанию участвуют суда большого водоизмещения. Договор перевозки называется чартер, единой формы этого документа не существует в принципе. При наличии свободного места в трюмах или на палубе судно может быть загружено дополнительно, но уже по договору берс-нот, что очень выгодно перевозчику.
Специальные суда для транспортировки мультимодальной тары называются контейнеровозами. Используются они во всех типах судоходства без ограничений:
- в линейной перевозке многооборотная тара обычно содержит сборные и генеральные грузы
- во время разовых трамповых перевозок в контейнерах доставляют машины, деликатные и конфиденциальные грузы
- в торгово-промышленных перевозках контейнеры транспортируются реже, так как владельцем судна выступает сама компания-производитель, которая может подобрать плавсредство для конкретного груза (танкер, сухогруз)
Однако с развитием контейнерного оборудования, приспособлений для размещения, крепления и защиты грузов, методов погрузки и выгрузки эта интермодальная тара становится универсальной. Для больших объемов удобнее контейнер 40 футов обычного типа, с высоким потолком или увеличенной шириной.
Например, до недавнего времени платформы считались, если не единственным, то самым надежным и распространенным способом транспортировки сыпучих грузов. В настоящее время системы опорожнения и погрузки морских контейнеров позволяют снизить время простоя тары и повысить производительность операций. Причем на маршруте сыпучий продукт защищен от влаги, солнечного ультрафиолета и прочих агрессивных сред.
Регламентируется морской контейнерный грузооборот Брюссельской и Афинской конвенциями, порча груза не превышает 15%. В сложных условиях разгрузка может осуществляться в открытом море или на рейде. А цены погрузочных работ в накладных расходах доставки грузополучателю снизились до приемлемых 2%.
Наземный транспорт по умолчанию не может конкурировать с загрузкой морского контейнеровоза. Владелец груза может выбрать условия и тарифы фрахта самостоятельно.