Алгоритм контейнерных грузоперевозок
После того, как морской контейнер официально стал мультимодальной многооборотной тарой, 90% грузоперевозок осуществляется с его помощью. Даже если предприятие имеет небольшой оборот, и не стремится к выходу на мировой рынок, контейнерные грузоперевозки неизбежно присутствуют в его системе логистики, как минимум, по ж/ж или автострадам РФ.
С другой стороны, организация по умолчанию осваивает мировой рынок, хотя бы в качестве получателя груза из-за рубежа. Поэтому алгоритм контейнерной грузоперевозки будет одинаковым в любом случае, но возможно в несколько усеченном варианте.
Структура организации перевозки грузов в контейнерах
В качестве примера используется схема мультимодальных перевозок «от двери до двери», как наиболее распространенный вариант. Она включает в себя 13 этапов, причем первые 6 осуществляются в стране отправителя, остальные в государстве получателя.
Подача под загрузку
На первом этапе морские контейнеры 10 футов подаются под погрузку двумя способами:
- с колес – экономическая выгода около 40%;
- прямая подача контейнера – дополнительная оплата порожней тары.
В первом варианте экспедитор ищет перевозчика с оборудованием нужного размера и грузоподъемности. При значительной экономии здесь присутствуют высокие риски, во избежание которых экспедитором осуществляется комплекс действий:
- проверка водителя и организации-перевозчика;
- фиксация этапов погрузки на фото/видео;
- проверка работоспособности оборудования при экспорте скоропортящихся грузов;
- контроль пневмоподвески у автопоезда.
Во втором варианте эти риски принимает на себя перевозчик, что стоит, соответственно дороже. Поэтому многие компании предпочитают пользоваться услугой прямой подачи под загрузку. В любом из указанных вариантов полуприцеп предпочтительнее одиночного грузовика, в нем морской контейнер 20 футов испытывает меньшие вибрационные и ударные нагрузки.
Погрузка
В зависимости от характеристик груза во время погрузки должны использоваться специальные приспособления:
- штабеллеры и погрузчики;
- распорки, растяжки и прочие элементы фиксации;
- опрокидыватели и кантователи;
- специальное оборудование.
Существуют схемы размещения паллет, стандартных, габаритных, скоропортящихся и прочих грузов, обеспечивающих нормальную балансировку контейнера.
Таможенное оформление
Операция оформления документов таможенными представителями производится в региональных специализированных пунктах.
Доставка в порт
В зависимости от расстояния и транспортных развязок порта доставка загруженного контейнера производится по железной или автомобильной дороге соответствующим видом наземного транспорта.
Экспедирование в порту
На этом этапе производится сбор документов из таможни и для сопровождения груза получателю.
Погрузка на судно
Последним в стране отправителя груза является этап перемещения морского контейнера с причала на судно-контейеровоз.
Транспортировка по воде
В процессе доставки водным путем морской контейнер 40 футов может произвольное число раз перегружаться на борт другого судна, но только в транзитных портах. Все дальнейшие действия происходят уже в стране получателя.
Выгрузка
Перемещение контейнера с борта корабля на причал/пирс грузоподъемным оборудованием.
Экспедирование в порту прибытия
Время этого процесса целиком зависит от квалификации экспедитора. Любая неверно оформленная документация в порту отправителя может повлечь за собой дополнительные расходы, и увеличить время операции экспедирования.
Таможенная очистка
Аналогично предыдущей операции, время и затраты прямо пропорциональны компетенции сотрудника экспедиционной службы.
Доставка до двери
Производится по суше автомобильным или железнодорожным транспортом.
Выгрузка на складе получателя
В рассматриваемой схеме «door-to-door» разгрузка так же ложится на плечи перевозчика. Поэтому срывается пломба, товар извлекается на стеллажи внутри ангара получателя.
Возврат в сток морской линии многооборотной тары
Доставка порожнего контейнера владельцу, то есть морской линии, в терминале которой он был арендован.
Финансовые обязательства сторон
Во время мультимодальной перевозки между ее отдельными участниками возникают взаимные финансовые обязательства следующих видов:
- наземная доставка – счет/акция за эту операцию выставляет перевозчик по дате сдачи тары в порт;
- расходы портовые и терминальные – выставляются по факту, зависят от объемов работ;
- погрузка/разгрузка в порту – счет выставляется конкретной морской линии портом, линия, в свою очередь, перенаправляет его на экспедитора;
- морской фрахт – выставляются отправителю или получателю по предварительной договоренности между этими сторонами.
Досмотр, взвешивание, экспедиционное обслуживание и прочие дополнительные услуги входят в состав портовых расходов. НДС начисляется на все виды финансовых обязательств за исключением штрафов и морского фрахта. Счет за фрахт выставляется линией после отхода судна из порта отправления. Оплатить его необходимо до прибытия им в порт получателя для снижения транспортных расходов.
Если морской контейнер 45 футов эксплуатируется сверх установленного режима, предусмотрены штрафные санкции двух типов:
- Demurrage – превышено время нахождения в терминале от выгрузки до вывоза с территории;
- Detention – превышено время возврата порожней тары в сток линии после его вывоза из терминала.
Штрафы НДС не облагаются, но количество свободных дней по каждому пункту у разных морских линий изначально не одинаковое.
При наземной транспортировке контейнеров экспедитор должен обеспечить взвешивание для определения нагрузки на каждую ось, высоту рампы, специфику выгрузки, схему подъездных путей и особенности склада. Это позволит минимизировать расходы и повысить качество логистики. Правильное заполнение сертификатов на экспортный груз способно снизить время прохождения таможенной очистки с нескольких дней до 3 часов.